Свободная пресса
Блоги Онлайн конференции Фото Видео Войны ХХI века Наши авторы Самые цитируемые статьи   RSS
Пятница 10 февраля 2012 года

Владислав Иноземцев: Поднимать российский ВВП строительством дорог бесполезно

Почему «план Обамы» не сработает в России

Президент США Барак Обама представил народу долгосрочный план развития транспортной инфраструктуры для вывода экономики страны из депрессии. По этому плану, за шесть лет в США должно быть построено 240 тысяч километров автодорог, 6,5 тысяч километров железнодорожных путей и 240 километров взлетно-посадочных полос. Только в первый год «большой стройки» на это будет выделено из американского бюджета 50 млрд долларов, которые Обама собирается получить за счет повышения налогов для нефтяных и газодобывающих компаний.

В России дела с экономикой обстоят еще хуже – по итогам последних трех месяцев наблюдается даже не депрессия, а рецессия. Правда у президента Дмитрия Медведева тоже есть масштабная программа строительства дорог - в феврале нынешнего года правительство утвердило смету «Росавтодора» на пять лет. Но масштабы этого плана не сравнимы с американскими: он предусматривает ремонт и постройку всего лишь 1380 километров федеральных трасс. А потратить на это в ближайшие годы планируется столько же, сколько в США - 1,5 трлн рублей, или 50 млрд долларов.

Почему Россия не Америка, «СП» попросила рассказать директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева.

«СП»: - Считается, что именно строительство автодорог помогло Америке выйти из «Великой депрессии»?

- На самом деле, там была большая комплексная программа общественных работ, которая включала строительство автомобильных и железных дорог, плотин, электрогенерирующих мощностей, жилищного строительства, и так далее. Но не только ее осуществление помогло Америке выйти из депрессии, она была лишь частью правительственных мер по стимулированию конечного спроса в экономике, для чего в нее вбрасывались государственные деньги.

«СП»: - И сейчас они планируют сделать нечто подобное?

- И не только. Те, кто бывал в Америке, знают, что американская транспортная инфраструктура сейчас в ужасном состоянии, если сравнивать ее с европейской. Конечно, я имею в виду не частные платные автодороги, а федеральные трассы. Были случаи, когда мосты рушились вместе с автомашинами, в которых находились пассажиры. На самом деле, ситуация с инфраструктурой в США сейчас очень серьезная, и вложить в нее государственные деньги – разумный шаг.

«СП»: - Получается, дороги в США такие же плохие, как наши?

- Конечно же, американскую транспортную инфраструктуру нельзя сравнивать с российской – даже в плохом состоянии она намного лучше. Но для такой развитой страны, как Америка, такая ситуация непозволительна.

«СП»: - Вернемся к нашим баранам, почему так мало километров, по сравнению с США, запланировано в программе дорожного строительства?

- Давайте не будем путать федеральные, республиканские и местные трассы. В плане речь идет только о федеральных трассах. По российским правилам федеральная трасса – это автодорога, которая выходит на региональные центры и соединяет их друг с другом, и с Москвой. Причем такое громкое название вовсе не говорит о том, что эта дорога многополосная. Например, когда Владимир Путин путешествовал по федеральной трассе Хабаровск – Чита на экране было прекрасно видно, что эта дорога всего лишь двухполосная, нет нормальной обочины, и все пешеходные переходы находятся на уровне с дорогой.

«СП»: - И все же, 1380 километров – это много или мало?

- Не будем сравнивать с США, которые относятся к развитым странам, возьмем для примера нашего развивающегося соседа из стран БРИК – Китай. За последние четыре года там построено 24 тысячи километров автострад из разряда «экспресс-вэй», как они их называют. А всего за пять лет в Китае построили больше миллиона километров автодорог с твердым покрытием, то есть, автострады составляют всего лишь около 2,5% от общего объема. Исходя из этих цифр, можно сравнить масштабы дорожного строительства в России и Китае.

«СП»: - А цена километра у них дешевле, чем у нас?

- Средняя цена километра китайской дороги с высоким качеством покрытия четырех-шести полос составляет приблизительно 40 млн юаней, или 5 млн долларов. Я специально запрашивал сведения в министерстве дорожного строительства Франции, и могу точно сказать, что у них цена подобной дороги колеблется в рамках от 6,5 до 10,5 млн евро, это где-то 13 млн долларов. То есть, европейские дороги в два с половиной раза дороже, чем в Китае. Что происходит у нас - непонятно. Судя по заявлениям «Росавтодора», в прошлом году они построили около 1860 километров дорог, из них больших трас, типа «Дон» и Новгородской, которые условно могут считаться европейского класса, было построено всего 190 километров. Остальные дороги более низкого качества, поэтому рассчитывать среднюю цену – все равно, что температуру по больнице. Официальная цена, которая появляется на разных сайтах с прошлого лета, это стоимость дороги Москва – Петербург, которая составляет 904 млн рублей за километр, то есть – чуть больше 30 млн долларов.

«СП»: - А я находил другую цифру стоимости дороги в России – 17,6 млн долларов.

- Эта цифра, которая кочует из статьи в статью, тоже вызывает сомнения. Она получена путем простого деления количества дорог, построенных в прошлом году «Росавтодором», на сумму выделенных ему денег. Причина моих сомнений в том, что в отчетах «Росавтодора» нет подробной информации о том, сколько и на какие именно дороги и прочие расходы пошло денег. В общем, статистика «Росавтодора» очень плохая и жутко запутанная. Министр транспорта Игорь Левитин неоднократно заявлял, что в России очень дорогие дороги из-за сложной и затратной системы выкупа земель под их строительство, а расходы на это включаются в стоимость среднестатистического километра. И действительно, в европейской системе расчета все эти расходы в стоимость дороги не входят.

«СП»: - Сколько процентов от стоимости составляют расходы на выкуп?

- Левитин назвал цифру в 30%, которая вызывает у меня оторопь. К примеру, возьмем дорогу на Петербург, которая по расценкам «Росавтодора» обойдется в 20 млрд долларов, притом, что сопоставимая по протяженности европейская трасса Париж – Страсбург стоит около 4 млрд долларов. Получается, что на выкуп земли и перенос коммуникаций наши доблестные строители потратят почти 7 млрд долларов. Возникает вопрос: кому они платят такие деньги? Пусть покажут тех счастливых землевладельцев Тверской губернии, которые так сказочно разбогатели. Хотя, конечно, если они вдруг решат проложить трассу через Рублевку, то это обойдется дорого. Так предъявите платежные документы, сообщите счета получателей, и не будет вопросов. Но ничего подобного в России не происходит.

«СП»: - Можно сделать вывод, что пока у нас нет порядка в области учета государственных денег, которые идут на строительство дорог, начинать «большую стройку» президенту Медведеву бесполезно?

- Можно, конечно, начать, но деньги будут уходить не в экономику, а в неизвестном направлении. Для начала, все-таки, надо навести порядок с учетом затраченных средств, чтобы получить стоимость квадратного метра, а не погонного километра строящейся дороги. Существует такое предубеждение, что в Европе считают стоимость дороги километрами, независимо от ширины – ничего подобного. Вот и нам нужно начать хотя бы с этого, чтобы каждый желающий мог узнать, сколько стоит песок, щебень и асфальт на квадратном метре строящейся автодороги. Тогда все будет прозрачно, и 50 млрд долларов, выделенные государством, пойдут в экономику, а не на сторону. А пока такого учета не будет, поднимать российский ВВП строительством дорог бесполезно. Это будет просто очередной распил бюджетных денег, и все.


Вставить в блог
Класс! Нравится

8 сентября 2010 года 13:49 Владислав Иноземцев: Поднимать российский ВВП строительством дорог бесполезно Почему «план Обамы» не сработает в России Текст целиком >>>
Код для вставкиКак это будет выглядеть?
Эту статью обсуждают в блогах:



У наших партнеров
53 комментария Написать комментарий
«« Владислав Иноземцев: Поднимать российский ВВП строительством »Заниматься заклинаниями несуществующего очень выгодное занятие, даже если этого никто не просит, и тем более не интересуется»

Он наверное хотел сказать - вывозить российский ВВП в страны третьего мира в обмен на бредовые сектантские идеи, ввозимые этими странами в РФ. Секты в РФ пока оружие не производят, другой товар они не делают - все они зомбируют людей. Оружие, например, Мун производит в Корее. Если смотреть по росту и приросту сектантского движения - РФ на первом месте в мире наверняка окажется. Кто что производит - РФ - секты тиражирует безналогово и повсеместно
Ваше имя - 07.06.2011 23:38 Ответить
«Да... Очень "авторитетного" чувака нашли... А уж контора у него как "звучит". "директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева".Сразу вспоминается анекдот из»

А постиндустриальное общество - это когда одни секты в стране, а индустрию сектанты на почве зомбирования двигать не в состоянии - вот и получается пост индустриальное - то есть из сект общество
Ваше имя - 07.06.2011 23:32 Ответить
Да... Очень "авторитетного" чувака нашли... А уж контора у него как "звучит". "директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева".
Сразу вспоминается анекдот из начала 90-х: "... в трамвай не зайти -одни генеральные директора..."
конечно Вася - 11.09.2010 21:33 Ответить
«««Гурман-дурман!Бред собачий! »

ой-й-й! видимо достал каких-то инетных троллей. ну пусть отрабатывают зряплату.
но, видимо, меня где-то заметили, раз тратят такие ресурсы на нескольких полуобразованных децилов. значит, я говорю пугающую троллей правду!?
гурман - 11.09.2010 15:08 Ответить
ну вот, убил тему.
гурман - 11.09.2010 01:04 Ответить
нравится, что кремлевская вобла, только пасть разевает. и не дергается! ВСЁ УЖЕ ПРОИСХОДИТ НА НАШИХ РУССКИХ ГЛАЗАХ. МЫ ЖЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВОБЛУ ВИДИМ! и ничего.
ну до чего велик рюсски народ!
гурман - 11.09.2010 01:02 Ответить
««Снимите ограничения (административные барьеры) на полеты малой частной авиации на административными центрами.В Москве пролеты на реками и промзонами до ТТРК, далее с пересадкой на мерседесы»
Гурман-дурман!Бред собачий!
Ваше имя - 10.09.2010 21:41 Ответить
«Снимите ограничения (административные барьеры) на полеты малой частной авиации на административными центрами.В Москве пролеты на реками и промзонами до ТТРК, далее с пересадкой на мерседесы и»


ой-й-й! как сложно и затратно! да дайте мне псм (с детства обожаю малый калибр) и разрешите мне 10 дней стрелять в глаз убийцам русского народа. обещаю, цены на все продукты упадут в 4 раза, а зарплаты вырастут в 2 раза в течение полугода. на авиацию - тоже в четыре раза. тварей, которые рулят россией, не так уж и много. и держатся они только на русских тварях, с широкими плечами, голубыми бессмысленными глазами и приятной улыбкой идиота, одетыми в униформу. у них одно объяснение для убийства русских патриотов: мать-старушка болеет, помогать надо, ну и дров купить... сжечь бы их вместе матерями!!!!
гурман - 10.09.2010 20:52 Ответить
Снимите ограничения (административные барьеры) на полеты малой частной авиации на административными центрами.
В Москве пролеты на реками и промзонами до ТТРК, далее с пересадкой на мерседесы и майбахи.
Жить станет лучше, жить станет веселее.
Скученость людей уйдет и злости меньше станет. Расселяться по стране (разлетятся)
С рублевки расселяться по родовым усадьбам, которые дадут рабочие места и поднимут деревни.
Получите и инновационный толчок (технологический в малой авиации) и экономический рост (спрос и рабочие места).
Ограниченность человека понуждает его пользоваться продуктами повышающими мобильность (информационную и физическую) тут и здоровье улучшиться. Жить можно будет за городом.
Дмитрий - 10.09.2010 11:41 Ответить
« Владислав Иноземцев: Поднимать российский ВВП строительством »


Заниматься заклинаниями несуществующего очень выгодное занятие, даже если этого никто не просит, и тем более не интересуется
- 10.09.2010 02:59 Ответить
1 2 3 4 5 6
Ваш комментарий
Запрещены комментарии, содержащие нецензурные выражения и противоречащие законодательству РФ

Конкурс комментаторов
Загружается, подождите...