Свободная пресса
ЧМ-2010 Блоги Онлайн конференции Конкурс комментаторов Фото Видео Наши авторы   RSS
Пятница 3 сентября 2010 года
Зыбучие пески Рязани - полный привод не спасет Особенности многонационального пожаротушения Три миллиона погорельцам выдадут пеноблоками

РПЦ меняет моду: ходить в храмы можно в брюках

Церковь перестает встречать прихожан по одежке

Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион призвал служителей терпимо относиться к одежде прихожан.

Владыка с сожалением указал на случаи, когда молодые люди в неформальной одежде и девушки в брюках, приходящие в храм для того, чтобы «встретить понимание и сочувствие, вместо этого встречают окрики и ругань». Он назвал такое отношение «болезнью, с которой надо бороться». Об этом сообщает сайт Отдела внешних церковных связей РПЦ.

- Наши приходы и епархии в Западной Европе вообще не знают таких запретов в отношении женской одежды, - сказал Иларион. - Уже более 80-ти лет и в России, и на Западе производятся женские брючные костюмы, поэтому называть брюки чисто мужской одеждой уже никак нельзя… Господь смотрит на сердце человека, а не на его платье, - выразил уверенность архипастырь.

После этого заявления почему-то вспоминается конец 80-х, когда перестройка распахнула границы полчищам западных проповедников всех мастей. На их фоне православные батюшки выглядели, прямо скажем, бледновато, поскольку руководство РПЦ тогда строго придерживалась своих канонов. Не поощрялось церковным начальством и даже каралось участие служителей культа даже в спортивных мероприятиях, не говоря уже о светских вечеринках и т.п.

Но, похоже, ситуация изменилась. Батюшки теперь вовсю проповедуют в рок-клубах, гоняют с байкерами на мотоциклах, прыгают с парашютом и обучают детишек в спортзалах основам каратэ…

Корреспондент «СП» попытался выяснить, какой отклик нашел призыв архиепископа Волоколамского Илариона у служителей православной Церкви

Роман Силантьев, директор Правозащитного центра Всемирного русского народного Собора.

«СП»: - Помимо платка и брюк, какие еще церковные каноны можно не соблюдать?

- Например, устарел, на мой взгляд, запрет на употребление лекарств, изготовленных иудеями. Фармацевтика Израиля сегодня – одна из передовых в мире. Или вот - запрет делить трапезу с инаковерующими. В этом случае, вообще можно умереть с голоду и забыть о посещении столовых, кафе и ресторанов. Кроме того, есть канон, согласно которому, человек, пропустивший три церковные службы без уважительной причины, отлучается от церкви. Он явно устарел.

«СП»: - То есть любые «железные» правила могут рано или поздно меняться, но не вредит ли это вере?

- Жизнь не стоит на месте, и любые каноны в зависимости от времени и обстоятельств могут меняться. Например, в Иерусалиме верующие несут в церковь пальмовые ветви, а у нас - ветви вербы. Это пример адаптации канонов без изменения сути веры. Решает такие вопросы в первую очередь сама Церковь. И вообще за две тысячи лет с рождества Христова в Церкви произошло очень много изменений - и в культовой практике, и в облачениях, и во многом другом. Например, нет ничего общего в облачении архиерея пятого века и 21-го… Но при этом Церковь, стараясь приблизить каноны к современной жизни, не отменяет никаких вероучительных правил.

о.Сергий (Рыбко), священник:

- В писании сказано, женщина да не приемлет на себя образа мужеского, а мужчина – женского. Здесь, однако, речь идет далеко не о брюках или иных вещах гардероба. Все гораздо глубже. В прежние времена на Востоке все ходили в туниках, а на Руси все это истолковали так, что нельзя в Храм заходить в брюках. Глупость, конечно. К тому же, существует деление - женские брюки, мужские. А, например, за Полярным кругом без брюк вообще не походишь.

«СП»: - Илларион, как можно понять, призывает служителей Церкви терпимо относиться к одежде прихожан. Но чаще приходится сталкиваться с тем, что замечание молодым девушкам, приходящим в церковь в брюках и без платков, делают сами прихожане?

- Подобные конфликты из-за платков и платьев случались и у нас в храме. Особенно отличались две бабушки. Пришлось их предупредить, и даже погрозить удалить из храма. Они, в конце концов, успокоились. Но надо заметить, что бабушки - это все же особая категория.

«СП»: - В каком смысле?

- Несмотря на свою седину и старость, многие из них сами не так давно пришли в Церковь, и у них еще не сформировалось понимание того, как надо себя вести в храме. К тому же многие из них воспитаны были все же еще комсомолом, который заставлял всех ходить строем. Отсюда и попытки построить других людей. Думаю, в этом основная причина такого поведения. Согласен, они хотят, как лучше, но получается - как всегда.

«СП»: - После такого заявления Илариона остается в силе пословица: со своим уставом в чужой монастырь не ходи?

- Один покойный батюшка так рассказывал мне о своей прихожанке. Вначале она заявила, что на службу будет приходить, но вот целовать руку священнику отказалась. «Ну, хорошо, не целуй», - ответил он ей. «И на колени вставать не буду». «Не вставай». Но прошло короткое время, и прихожанка и на колени стала вставать, и руку целовать… Просто человек не сразу все понимает и осознает. В священном писании сказано, что некоторых надо вначале молочком кормить, а когда окрепнут - давать твердую пищу. Но повторяю, не самое главное - в брюках ты пришла или без платка. Есть вещи более важные.

«СП»: - В каких приходах нарушения канонов распространены чаще - в городских или сельских?

- Мне кажется, больше проблем возникает в деревнях, где храм посещают в основном старушки. А когда заходит туда помолиться какая-нибудь дачница, ее начинают учить уму разуму. В Москве же к одежде уже давно относятся спокойнее. Хотя, конечно, есть и священники, которые думают так же, как старушки. Вообще Церковь должна всегда искать индивидуальный подход к каждому человеку и обстоятельствам его жизни. Например, во время поста необходимо снисхождение к путникам и болящим, а если сейчас начать соблюдать пост по уставу, то для многих он окажется, вообще неисполним. В то же время, у греков вообще нет такого, чтобы целый день не есть, и это - только русский «прибамбас». Но есть вещи, к которым не может быть никакого снисхождения.

«СП»: - Какие?

- Измены Церковь не приемлет.

Кстати

Василий Великий в 91-м правиле своего творения о Св. Духе, говорит:

«Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания - по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо, если отважимся отвергать неписанные обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания…»

Вставить в блог
15 декабря 2009 года 16:43 РПЦ меняет моду: ходить в храмы можно в брюках Церковь перестает встречать прихожан по одежке Текст целиком >>>
Код для вставкиКак это будет выглядеть?
Эту статью обсуждают в блогах:
whitebarsik,   r-impertinent,   shinan,   ~,   ezhikov,   uaflash,   tellia123,   ~



У наших партнеров
59 комментариев Написать комментарий
кирюшка плут...а не патриарх!!! алексий был и останется патриархом!!
мак - 17.12.2009 15:24 Ответить
« Интересно серия статей обхаиваюшая православия под хор сектантов и примкнувих к ним Ваню и ему подобных. А попытка выступить в защиту православия ПРОТЕКДИКА, рубанули его пост о проблемах праволавия »
Секта- это религиозная группа, отклонившая от основной религии, или следующая за каким-то человеком( лидером или учителем) А у людей, в основе их убеждения лежит Библия и они всегда строго её придерживаются-далеко не сектанты! Своим руководителем они считают не какого-то человека, а ИИСУСА ХРИСТА, они не обособляются от общества, но живут и работают среди других людей. Они работают, чтобы обеспечивать свои семьи, но при этом сторонятся присущего этому миру безудержного стремления к богатству, славе и развлечениям. Они верят в то, что уже сегодня важно применять советы из Слово БОга в повседневной жизни: дома, в школе, на работе. Как бы человек ни жил раньше, если он прекращает делать то, что осуждается в Слове Бога и применяет содержащиеся в нем советы, он может стать верным служителем Бога.
Марго - 17.12.2009 12:15 Ответить
« Тогда зачем вообще ходить в церковь, вот в чем вопрос.... »
У некоторых есть сильная потребность туда идти, там особая энергетика. Хотя некоторые считают, что церковь больше нужна не верующем чем верующем. И если человека туда тянет, до очень плохо делают те, кто ему препятствуют войти в церковь, тем боле может человек и библию не успел прочесть, а просто чувствует душевное единения с Богом.
Андрей - 17.12.2009 10:35 Ответить
Запрещать естественно не надо, и тем более хамить, и мешать человеку общаться с богом, а вот культурно в мягкой форме разъяснять, что Библия не рекомендует женщинам носить мужскую одежду нужно.
Андрей - 17.12.2009 10:28 Ответить
.Ты явно не ходил даже в школу.....
русс - 16.12.2009 09:03
Это Вы похоже не ходили в школу.А если-бы ходили то знали,
при последнем царе содержание Св.Синода было статьёй гос.
бюджета и это при том,что церковь была самым большим поме-
щиком в России,надеюсь хоть значение слова помещик Вам из-
вестно.А относительно нынешних АНТИКОНСТИТУЦИОННЫХ нововве-
дений. С попами всех религий будут заключены контракты,на-
деюсь что и это слово Вам знакомо.
Александр. - 17.12.2009 08:04 Ответить
« Насчет брюк согласна, каждоесвое посещение церкви изгоем себя чувствовала, обязательно священник замечание сделает. Мерсы, деньги - ерунда, они еще и Бога хотят своей собственностью сделать. Грустно. »
............................................................ Бога невозможно сделать своей собственностью. Бог -неподкупен! Его невозможно купить взятками и богатством. Он и так ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ! А в Божьем справедливом суде будет судить вселенную по делам людей и по сердцу их. И главные качества Бога-это любовь, мудрость, справедливость, всемогущий и сила ЕГо мощная святого Духа. Так что не беспокойтесь, кто творил беззаконие на земле- будут наказаны и никакими взятками не откупятся!
Марго - 17.12.2009 01:37 Ответить
« Тогда зачем вообще ходить в церковь, вот в чем вопрос.... »
Наверное, прежде всего, улучшить батюшкам их материальное благосостояние. Храмы РПЦ- они зациклены на проведениях обрядах. А они никакой ценности для Бога не представляют. Поэтому многие утратили веру из-за лицемерия, царящего в христианских церквях, служители которых утверждают, что учат Божьему Слову, а сами не соблюдают того, что в нём написано( Библии) Не изучая Библию, невозможно развить истинную веру.
Ваше имя - 17.12.2009 00:55 Ответить
Тогда зачем вообще ходить в церковь, вот в чем вопрос....
Маша - 17.12.2009 00:19 Ответить
« Интересно, если вдруг все церкви(храмы) исчезнут на Земле - как мы будем молиться Богу? »
А Вы что считаете, для того чтобы помолиться Богу, нужно обязательно в храм ходить? Если Ваши молитвы искренние, можно и дома молиться Богу: за обедом, вечером перед сном, или перед работой и т. д. Искренние молитвы - сближают Вас с Богом и Он всегда их слышит. Только говорить о наболевшем, слова благодарности, о помощи, а не заученные фразы. Молитвы должны исходить от сердца! Матфея гл.6.ст.5-13.
Ваше имя - 17.12.2009 00:01 Ответить
Интересно, если вдруг все церкви(храмы) исчезнут на Земле - как мы будем молиться Богу?
Маша - 16.12.2009 23:27 Ответить
1 2 3 4 5 6
Ваш комментарий
Запрещены комментарии, содержащие нецензурные выражения и противоречащие законодательству РФ

Конкурс комментаторов
У наших партнеров