Свободная пресса
Блоги Онлайн конференции Фото Видео Войны ХХI века Наши авторы Самые цитируемые статьи   RSS
Пятница 10 февраля 2012 года

Литва припадает к русскому источнику

В этой балтийской стране резко возрос интерес к русскому языку

В Литве зафиксирован парадокс. Власти страны постепенно вытесняют русский язык из сферы школьного обучения, однако интерес к русскому языку среди литовской молодежи возрос более чем в два раза. В чем тут дело?

По мнению директора Института иностранных языков Вильнюсского университета Дануте Балшайтите, причина - в географическом положении Литвы: рядом Россия.

«Если десять лет назад нужно было иметь удостоверение водителя, уметь работать с компьютером и знать английский язык, а пять лет назад назад появилась потребность в знании вместе с английским и русского языка, то сейчас очень часто в объявлениях работодателей русский язык стоит на первом месте», - говорит она.

По словам директора, «после восстановления независимости Литвы по идеологическим и политическим причинам русский язык стал очень непопулярным».

- Двадцать лет дети не изучали этот язык, поэтому в нашей стране стало не хватать специалистов трудового возраста, знающих русский язык, - подчеркнула Балшайтите.

На некоторых факультетах Вильнюсского университета число студентов, желающих изучать русский язык, выросло вовсе в три раза. «Современная молодежь очень любознательна, а культура России, литература, искусство и кино известны и признаны во всем мире. Русский язык нужен для общего развития», - говорит директор.

Любопытно, что при этом немногие хотят становиться профессиональными специалистами в сфере русского языка и литературы. Зафиксирован недобор студентов на факультет русской филологии Вильнюсского университета и на факультет славянской филологии педагогического университета. В Центр славистики Клайпедского университета вовсе не набрали курс. Значит, дело лишь в практическом применении русского языка?

Корреспондент «Свободной прессы» обратился к председателю Ассоциации учителей русских школ Литвы Элле Канайте с просьбой поделиться своей точкой зрения на ситуацию.

«СП»: - В чем причина резкого роста интереса к русскому языку именно среди литовской молодежи?

- Сначала хочу подтвердить: все больше выпускников литовских школ выбирают экзамен по русскому языку (в литовских и польских школах русский язык преподается как второй иностранный с 6-го класса). В прошлом году в министерство образования были направлены предложения от литовских школ об увеличении недельных часов русского языка с двух до трех часов, правда, это осталось на бумаге. Ежегодные олимпиады по русскому языку,как иностранному, тоже свидельствуют о возрастании интереса. Ну, а причины я выяснила в беседах с учениками и педагогами. Это - прагматизм, реальная оценка действительности. Речь о предпринимательстве, торговых, экономических отношениях с Россией. Вторая причина радует еще больше. Это интерес к русской культуре, желание читать Пушкина, Достоевского в оригинале. Кстати, русский язык изучают не только в крупных городах Литвы. В маленьких городах тоже все больше желающих изучать его.

«СП»: - А с чем связаны проблемы русских школ Литвы?

- Замечу, что усилия педагогов и политиков, занимающихся вопросами национальных меньшинств, русской общественности направлены на то, чтобы русская школа Литвы жила, развивалась и пополнялась. Но вот в чем проблема: такого термина как «русская школа» в Литве не существует, нет даже юридического понятия «школа национальных меньшинств»...

«СП»: - Ну что? Ведь русские школы есть. Как же тогда они называются?

- «Образовательное учреждение с русским языком обучения». В учебные планы на 2009-2011 годы планировалось ввести важную поправку – «школа национальных меньшинств». Это многое бы и прояснило, и закрепило законодательно. Но в окончательной редакции документа такой поправки не оказалось...

«СП»: - А разве это имеет значение? Все равно ведь школа – русская, польская, как ее формально ни назови.

- Вы не правы. Когда нет нормативной базы, сложно соответствовать правилам и стандартам. Простой пример. Сегодня самый острый вопрос для русской школы - комплектация классов. Если национальные меньшинства в Литве составляют около 18%, то как можно один и тот же норматив комплектации классов применять и к литовским школам, и к школам национальных меньшинств?..

«СП»: - Понятно: в результате в русских школах недобор и возникает основание для закрытия...

- ...Поэтому простая арифметика и процентное соотношение групп населения диктуют простую логику: для русских школ (как и для школ других национальных меньшинств) должны применяться нормативы комплектации классов с пониженным коэффициентом. И мы это настоятельно пытаемся донести до чиновников.

«СП»: - А может быть, чиновники проявляют заботу о русских ребятах – чтобы те шли в литовские школы и в итоге в конкуренции не уступали выпускникам литовских?

- Такой аргумент пытаются приводить. Но на самом деле в русских и польских школах качество обучения на высоте. Наши ребята прекрасно поступают в высшие учебные заведения, показывают высокий уровень знаний на олимпиадах, успешно сдают госэкзамены. Возьмем как пример висагинскую среднюю школу «Гяросес вильтес». Ее воспитанники выступают на республиканских олимпиадах по математике и физике на том же уровне, что и каунасская гимназия технологического университета, вильнюсский лицей. А это, по официальному рейтингу, сильнейшие школы Литвы. И вот такие показатели не берутся в расчет при оценке наших школ. Увы, по-прежнему основной критерий, по которому оценивают положение школы и в министерстве образования, и в самоуправлениях, – количество учеников. От этого зависит финансирование, наполнение «корзинки учащегося», а порой и решение о реновации школ.

«СП»: - Я читал, что во властных коридорах бродит идея вовсе о ликвидации среднего образования на русском языке.

- Уточним. В сентябре Сейм должен принять поправки к Закону об образовании. Нас, представителей нацменьшинств, волнует 2-ой пункт 30-ой статьи, предоставляющий право получения среднего образования на родном языке. И вот в этот пункт предлагается поправка, ущемляющая наши права. Более трех лет мы вместе с польской общиной отстаивали наше конституционное право получать среднее образование на родном языке. Наши обращения направлены во все высшие государственные инстанции. Мы убеждены в том, что предлагаемый проект поправок пункта 2 статьи 30 Закона ограничивает наши права как граждан Литовской Республики и Европейского Союза и не соответствует нормам Рамочной Конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств. А ведь действующая редакция статьи 30 свидетельствует о толерантной политике Литовского государства в отношении национальных меньшинств. Надеемся, что в Сейме при принятии поправок к Закону об образовании восторжествует здравый смысл.

За дальнейшими разъяснениями корреспондент «Свободной прессы» обратился к известному клайпедскому педагогу, доктору философских наук, члену Всемирного координационного совета российских соотечественников Андрею Фомину.

«СП»: - А имеет ли значение, на каком языке обучается ребенок? Может быть действительно лучше сразу отдать русского первоклассника в литовскую школу?

- Обучение – это не только освоение языка, причем, не бытового, обыденного, а языка понятий, языка науки и культуры. Это – процесс освоения смыслов, приобретения знаний о сути процессов, явлений, происходящих в мире, их причинах. Это и процесс усвоения нравственных и духовных ценностей. Ребенок должен осваивать суть, а не только словесную оболочку. А это возможно только на основе языка, впитанного с молоком матери, то есть родного языка. И если материнский, родной язык ребенка – русский, то и учить его, по крайней мере, до определенного возраста нужно на родном языке для того, чтобы он приобрел полноценные базовые знания и представления.

«СП» - Звучит как теоретическая выкладка...

- На самом деле проверено на практике. Опыт показывает, что русскоязычные дети, отданные в литовскую (латышскую, эстонскую и т.д.) школу, начинают значительно отставать в развитии от своих сверстников. Почему? Начало учебы в школе для всех детей – это стресс, требующий адаптации, привыкания к новой обстановке, навыков работы, выполнения заданий учителей. Но литовские дети в литовской школе находятся в родной языковой среде. Русскоязычному ребенку здесь вдесятеро сложнее, от него требуются неимоверные усилия не только для того, чтобы адаптироваться к школьной жизни, но для того, чтобы элементарно понимать, чего от него хотят.

«СП»: - Однако литовский язык в Литве русская молодежь должна знать не хуже литовцев - это же очевидно! А какие знания литовского они получат в русской школе?

- Никакого противоречия нет. Литовский язык, как показывает практика, можно прекрасно выучить в русской школе, дополнить это знание общением с друзьями, сверстниками. Школа, воспитывающая и дающее образование на родном – русском языке способна не только создать благоприятные условия для комфортного обучения, она позволит сохранить взаимопонимание и преемственность культурной традиции в семье. Более того, получив базовые знания на родном языке, можно успешно продолжать обучение в высших учебных заведениях на других языках. Это также потребует усилий, но значительно меньших, чем в раннем возрасте в школе. Выпускники русских школ практически все свободно владеют литовским языком, успешно сдают экзамены, поступают и учатся в вузах Литвы. Беда, правда, в том, что все меньше выпускников вообще стремятся поступать в литовские университеты, предпочитая обучение за рубежом. И нормально учатся не только на литовском, но и на русском, английском и немецком языках.

Вильнюс


Вставить в блог
Класс! Нравится

1 сентября 2010 года 11:30 Литва припадает к русскому источнику В этой балтийской стране резко возрос интерес к русскому языку Текст целиком >>>
Код для вставкиКак это будет выглядеть?
Эту статью обсуждают в блогах:



У наших партнеров
42 комментария Написать комментарий
«И ты не весь литовский народ, а лишь самая маленькая его часть. Причем не самая лучшая его часть.
Все твои провокации какими пользуешься это давно пройденный этап.
Не я ли очень долго УГОВАРИВАЛ тебя, не называть меня ни докторишко
»


Доктор, прости, я тоже хотел бы быть политкорректным, но не могу. Графас обыкноченное националистическое тупое дерьмо. Понимаю, что твоя позиция - без эмоций - сильнее, а я даю ему повод потявкать. Но не могу не назвать его таковым, потому что он националистическое тупое дерьмо. И ты прав: таких как он гораздо меньше, чем нормальных людей. Я знаю литовцев.
Ваше имя - 05.09.2010 21:28 Ответить
«Доктор вроде и увожительно к вам относится, но при ,,проверке,, он оказался точно таким же ...nepraustaburnis...Так ,что я за то ,чтоб русские имели право выбирать и обсуждать своих правителей ,а то уже сожают и убивают недовльных. »

Вот тут я не могу с тобой не согласиться. К Инге я действительно отношусь уважительно, что как я понимаю тебя и коробит.
И ты не весь литовский народ, а лишь самая маленькая его часть. Причем не самая лучшая его часть.
Все твои провокации какими пользуешься это давно пройденный этап.
Не я ли очень долго УГОВАРИВАЛ тебя, не называть меня ни докторишкой, ни бригадиром шакалов.
Но ты упорно гнул своё. В итоге когда меня это утомило, ты и получил в ответ достойную порцию "ебуков".
И вот тут, как и положено провокатору, ты начал ВИЗЖАТЬ, что ДОКТОР .nepraustaburnis., и с ним нельзя нормально говорить.
После высказываний САНИТАРА, по поводу пожаров в РОССИИ, моё отношение к нему поменялось, но ни он ни я не опустились до оскорблений.
Так что возьми у него пару уроков, как надо вести беседу, и учись, пока не поздно.
ДОКТОР - 05.09.2010 11:00 Ответить
«это заслуга не путиноидов...а предков наших !!ибо они сумели создать страну где разговаривали по русски и аксакалы..и хлопцы..и прибалты.. а теперь просто это уже язык межнационального общени»


Послушай, мак, по этому посту я вижу, что ты носмтальируешь, как и я, по нашгей канувшей в Лету империи. Но чем же тебе плох ВВП? Неужели вонючие демократы, развалившие мое государство, лучше? Первичны ведь Горби и ЕБН. А Путин лишь расхлебывает то, что они сотворили. Он из спецслужб? Ну и прекрасно. Там хоть воспитывали глубокое отношение к делу, а эти подоночные порочные слюнявые кучерявые ебээновцы на самом деле не готовы были ни к чему, кроме как украсть. Скажешь, что ВВП и его команда тоже тащат? Так все тащат. Так пусть тащат те, кто тащит и в государство, а не для чужого государства. Не прелставляю, чтобы в России у власти был кто-то кто не тащит. Пусть же это будут ребята из кгб и армии а не из западных фондов.
Ваше имя - 04.09.2010 10:33 Ответить
это заслуга не путиноидов...а предков наших !!
ибо они сумели создать страну где разговаривали по русски и аксакалы..и хлопцы..и прибалты..
а теперь просто это уже язык межнационального общения !!
мак - 04.09.2010 08:16 Ответить
««Литва еще до вхождения ее в состав СССР,учавствовала в разделе Польши,получив огромный кусок земли вместе с Вильнюсом.Позже уже в составе СССР,включила в свой состав немецкую Клайпеду(Мальме»
-
-там еще папуасы владели Меммелем-еле ноги унесли от литовцефф--"Такие дикари они"!--фсе жаловались ф Страсбурге
кентафр - 04.09.2010 02:42 Ответить
««LABAS INGA, КАК ДУМАЕШь , когда русский будет популярен в Литве ,как в советские годы? Я не в обиду ,но думаю что я этого недождусь . Так как выборов у них ненамечается. Им хорошо и так с ,,»
-
--да и вообще--очень мало людей кто вообще знает что такое Литва---однаьды спросил одного американца--знаевь что такое Литва? -он выпучил глаза -и попросил меня так не выражацца--Другой заявил, что "он это не ест."
-итд-
-Хотел спросить их об эээстонии еще, но передумал.
кентафр - 04.09.2010 02:39 Ответить
«« второго совка нам не надо.»
Типа зелен виноград? И не будет даже не мечтайте. Ха ха ха ха.
Самые бредовые высказывания о прибалтике рождают прибалты. Нам на прибалтику абсолютно пох.
гвоздь в ... - 03.09.2010 23:47 Ответить
«Литва недогосударство, кроме как гусей пасти, более ни на что не способна. Их историческое предназначение и стезя, всех, ЕС, Кремль в жопу целовать. А русский учите пригодится.»

Неправда!!!
Мы ещё свиней пасти умем!!!
Нас немецкие хозяева научили!!!
А ещё наши девки хорошие жопомойки в Европейских домах престарелых!!! У полячек на побегушках хорошо получается!!!
Литовец - 03.09.2010 22:13 Ответить
«Литва еще до вхождения ее в состав СССР,учавствовала в разделе Польши,получив огромный кусок земли вместе с Вильнюсом.Позже уже в составе СССР,включила в свой состав немецкую Клайпеду(Мальме).На заре»

Уточнение
Прежнее название Клайпеды - Мемель. Город с богатейшей историей, в разное время принадлежавший и пруссам, и немцам, и шведам, и русским, и литовцам, и даже французам. Поинтересуйтесь, будет интересно.
Inga - 03.09.2010 21:15 Ответить
«LABAS INGA, КАК ДУМАЕШь , когда русский будет популярен в Литве ,как в советские годы? Я не в обиду ,но думаю что я этого недождусь . Так как выборов у них ненамечается. Им хорошо и так с ,,суверенной»

Labas, brolau!
Ну, если вспомнить причину "популярности" русского языка в Литве в советское время, то чур нас от такой популярности - второго совка нам не надо. А вот когда молодежь по собственному желанию начинает изучать русский язык, то ничего плохого в этом нет. Пусть хоть вся Литва знает русский, главное, чтобы она при этом не забывала литовский.
А что касается "их суверенной демократии"... Графас, ну ты же сам говоришь, что это "их" демократия, поэтому пусть россияне с ней сами и разбираются. Это их страна, их власть, и их дело, как к этой власти относиться. Конечно, у нас есть свое мнение, но они не обязаны его разделять. Другое дело, когда начинаются бредовые высказывания в адрес Литвы - вот здесь мы можем и поспорить.
Inga - 03.09.2010 21:07 Ответить
1 2 3 4 5
Ваш комментарий
Запрещены комментарии, содержащие нецензурные выражения и противоречащие законодательству РФ

Конкурс комментаторов
Загружается, подождите...