Свободная пресса
Блоги Онлайн конференции Фото Видео Войны ХХI века Наши авторы Самые цитируемые статьи   RSS
Четверг 24 мая 2012 года

Литва предъявила России новый счет – за 13. 01. 1991

Даже западные политики убеждают прибалтов не злить соседа, но эти слова пока до мозга не доходят

Тем, кто рассчитывал на скорое потепление отношений между Литвой и Россией, литовский парламент поставил подножку. Сейм принял резолюцию, в которой правительству республики предложено обратиться к России с требованием о компенсации за акт агресии 11-13 января 1991 года.

Напомним: новость о трагических январских событиях, произошедших в ночь на 13 января 1991 года, облетела весь мир. Тогда, в начале месяца, в Литве возникли волнения из-за резкого роста цен на продукты питания. Их использовали в своих интересах политики. Возникло противостояние между противниками и сторонниками независимости Литвы, объявленной 11 марта 1990 года, но не признанной еще существовавшим Советским Союзом.

Советские подразделения, дислоцированные в Вильнюсском гарнизоне под командованием генерала Владимира Усхопчика, стали брать под контроль стратегические объекты столицы республики, а в ночь на 13 января они заняли комитет по радио и телевидению, а также пытались - вильнюсскую телебашню. В подкрепление - на штурм телебашни из Москвы прибыла команда «Альфа».

На штурм – потому что объект был занят сторонниками независимости. В Москве их называли боевиками, в Вильнюсе – борцами за свободу. Во время этих событий погибли 14 человек. Был убит офицер «Альфы».

- Самым подлым ударом по «Альфе» стали события в Вильнюсе в январе 1991 года, - вспоминал потом ее бывший офицер Виктор Лутцев. - По приказу из Кремля мы взяли штурмом захваченный литовскими националистами телецентр. При этом впервые за предыдущие десять лет погиб наш боевой товарищ Виктор Шацких. Можно представить состояние ребят. Но мало того, что по возвращении в Москву нас никто не встретил, так Горбачев тогда на весь мир заявил, что не посылал «Альфу» в Вильнюс. Мы восприняли это как предательство.



Михаил Горбачев утром заявил, что ночью спал и ничего не знал. Между тем, по многочисленным свидетельствам, руководили операцией в Вильнюсе заместители министра обороны СССР, генерал-полковники Валентин Варенников и Владислав Ачалов. Понятно, что без высшей санкции руководства СССР они не участвовали бы в тех событиях. Кремль, естественно, трактовал ситуацию как усмирение мятежной провинции СССР, не признавая независимость Литвы. Вильнюс считал, что существование республики в составе Союза было незаконным, и потому депутаты Верховного Совета Литовской ССР (теперь его называют Восстановительным Сеймом) объявили не о выходе из состава СССР, а о восстановлении независимости.

После провала ГКЧП в Москве литовская прокуратура вплотную занялась теми, кто по ее мнению был виновен в гибели людей и попытке захвата власти. Лидеры компартии Литвы Миколас Бурокявичюс и Юозас Ермалавичюс, которых Кремль использовал в своей геополитической интриге, уехали в Минск. Но оттуда их фактически выкрали литовские спецслужбы. Это случилось, когда республикой руководил Станислав Шушкевич.

Ветераны получили по 12 и 8 лет соответственно, отсидели свои сроки. Попали в тюрьму еще несколько активистов компартии Литвы. Сейчас генпрокуратура республики пытается получить из Минска генерала Усхопчика, который после 1991 года был заместителем министра обороны Белоруссии, а ныне в отставке.

- То, что обо мне говорят, будто я принимал решения, после чего погибли люди, это полностью неправда, - сказал он белорусским журналистам. - Как могли погибнуть люди, если я даже не давал команды, чтобы личный состав получал боеприпасы? И второе, это больше политические события. Виновников надо искать не в Минске, а в другом месте.

Он заявил, что те события могли быть «провокацией», а «трупы к телебашне свозились со всей Литвы».

Вильнюс получил отказ из Минска – генерала не выдали. Белоруссия не выдает своих граждан, а кроме того в Минске считают, что Усхопчик не нарушал закон и выполнял свои обязанности в рамках Конституции СССР.



Споры о том, что случилось в январе 1991 года в Вильнюсе идут до сих пор. В Литве трактовка однозначна – это эпизод борьбы за независимость с имперским Кремлем. Теперь 13 января в стране - День защитников свободы. Зарубежные политологи заметили сходство событий в Баку, Вильнюсе, и в Москве. Каждый раз политики подставляли армию, и во всех случаях советская власть проиграла.

Но вернемся к нынешнему решению Сейма Литвы. С чего вдруг депутаты решили потребовать очередные компенсации у России, да еще именно сейчас, когда наметилось потепление в отношениях двух стран? Не российские войска осуществляли действия, которые Сейм Литвы сейчас трактует как акт агрессии, а советские. Борис Ельцин как президент России поддерживал борьбу Прибалтики за независимость, и при нем никому в Литве и в голову не приходило требовать какие-либо компенсации у России.

Тут нельзя не вспомнить о другой попытке – получить компенсацию от России за так называемую «советскую оккупацию». Даже формулировки близки по сути – в 2000 году Сейм, которым руководил известный критик России, лидер консерваторов Витаутас Ландсбергис, принял закон «О возмещении ущерба от оккупации СССР», которым обязал правительство посчитать этот ущерб (местные эксперты говорят, будто он составляет примерно 20 миллиардов долларов) и начать переговоры с Россией о его возмещении. Это надолго отравило отношения двух стран. Но минувшим летом, после победы на президентских выборах в Литве еврокомиссара Дали Грибаускайте, вновь встал вопрос о потеплении отношений.

Грибаускайте предложила изменить риторику в отношениях с Россией. Это нужно чисто из прагматических соображений - кризис довел экономику Литвы до ручки. Даже Запад советует Вильнюсу помириться с Москвой. Об этом на днях сказал директор Европейского совета по внешним отношениям Марк Леонард.

- Думаю, что причина изменения риторики – это необязательно воздействие на Москву, но и влияние на Берлин и Париж, - заявил он. - Если они почувствуют, что Литва заинтересована в развитии перспективной, прагматичной и полезной единой политики ЕС по отношению к России, это откроет новые возможности, которые, думаю, отвечают интересам Литвы.

И вот уже Грибаускайте приглашает президента России Дмитрия Медведева на торжества 11 марта по случаю 20-летия восстановления независимости Литвы, а в Вильнюсе начинают обсуждать возможность ее визита в Москву на празднование 65-летия Великой Победы.

Но снова те же консерваторы, у которых большинство в Сейме, проталкивают резолюцию, похожую на закон о возмещении ущерба от «советской оккупации». Фактически применен один и тот же политический прием для того, чтобы осложнить процесс «перезагрузки» отношений между Литвой и Россией.

Резолюция утверждает, что 11-13 января 1991 года советские вооруженные силы совершили акт агрессии в отношении независимого Литовского государства и его народа. Поскольку Россия провозгласила себя преемницей СССР, то она должна компенсировать ущерб, нанесенный в ходе агрессии, считают депутаты.

«Сейм Литовской Республики предлагает правительству Литовской Республики официально обратиться к правительству Российской Федерации по поводу компенсации семьям жертв и пострадавшим в ходе событий 11-13 января 1991-го года», - говорится в резолюции.

Вильнюс


Вставить в блог
Класс! Нравится

20 января 2010 года 12:26 Литва предъявила России новый счет – за 13. 01. 1991 Даже западные политики убеждают прибалтов не злить соседа, но эти слова пока до мозга не доходят Текст целиком >>>
Код для вставкиКак это будет выглядеть?
Эту статью обсуждают в блогах:





У наших партнеров
335 комментариев Написать комментарий
« если они поедут на па-Russia, то пусть там и останутса а то предут пропитанны вонью »
Не любит Бандера-пидор благоухания, смердит здесь своим дерьмом и вонючими коментами.
! - 25.01.2010 17:12 Ответить
« За гибель безоружных людей Россия,как правоприемница СССР, должна заплатить родственникам убитых .»
Srafs,ПЯТЬ КОПЕЕК ХВАТИТ ?
ОСТАЛЬНОЕ, ЧМО, ПРОСИ У С-С-С-Р, И ОТВЯНЬ, СУКА, ОТ РОССИИ !
ПС ! - 25.01.2010 17:07 Ответить
если они поедут на па-Russia, то пусть там и останутса а то предут пропитанны вонью
Бандера - 23.01.2010 18:20 Ответить
« «
И еще Санитар, я конечно понимаю, что вы с лучиной сидеть не будете, но вот с закрытием Игналинской где будите брать эл.энергию в Швеции и как думаете это отразиться на кошельке обывателя.
»
Троль, привет дружище.
Твой комент объемнее и правдивей, также как и ты написал на этой ветке Арунас, я уверен что ему и тебе лукавить нет смысла.
Санитара я также не обвиняю в лукавстве, он тоже в чем-то прав в чем-то зажимает правду. То что Прибалты стали жить хуже я знаю и без Санитара, у меня остались связи в Вильнюсе, не до жиру быть бы живу.
Они стали жить хуже даже по одной причине ЕС, раньше когда я ехал с Вильнюса у меня никто не рылся в сумке, а сейчас везде границы, таможня одним словом Свобода ждет радостно нас у входа, и все диктует сигареты не кури, вино не пей, сапоги из Канады не носи, да Бог с ними. Троль вам успехов в освоении новых объемов в строительстве Балтийской АЭС.
Санитар вам успехов в вашей работе. Всем здоровья!
Я ухожу на новые ветки.
КОЛЯ - 23.01.2010 16:52 Ответить
«И еще Санитар, я конечно понимаю, что вы с лучиной сидеть не будете, но вот с закрытием Игналинской где будите брать эл.энергию в Швеции и как думаете это отразиться на кошельке обывателя.»
Колян, здорово. Всем нормальным привет тоже.
Эл/энергию они будут покупать скорее всего у нас, в Калининградской области. На площадке строительства Балтийской АЭС, на северо-востоке области, в Неманском районе, со дня на день начинаются работы. Руководители стройки из "Атомстройэкспорта" уже прибыли в область.
Правда ввод в строй 1-го энергоблока в 16 году. Им бы до этого момента продержаться.
Кстати, многие специалисты с Игналины готовы променять литовское гражданство на российское, только бы поучаствовать в работе станции. Они, между прочим, в основном, русскоязычные и специалисты классные.
Стройка, конечно, грандиозная. Расчитываю поучаствовать своей техникой.
А по поводу контрабанды тут кто-то писал. Да действительно, толпы, колонны машин литовских к нам прут. В основном за бензином. Это даже не контрабанда считается. Просто их таможня в канистрах бензин не пропускает в Литву. Что заправил в бак, то и вези. Так они баки устанавливают нестандартные, побольше, "дуют" их, и прочие хитрости. Ну вот считай, небольшой расклад только по бензину. У них 92-го нет. Только 95-й. А "вёдер" старинных тоже немало. Им 95-й нах..й не упёрся. Он у них стоит где-то 3,90-3,95 лита за литр. Один лит примерно 12,30-12,40 руб. Вот и считай. На наши деньги литр бензина у них стоит почти 48 рублей. У нас 92-й стоит около 21,5 руб. А у барыг можно и дешевле найти, по 18-19. В машину, в "спецбак" они заправляют литров 90-100.
У себя сдают по 40 руб. За раз только на бензине 150 лит зарабатывают. Плюс ещё сахар, лекарства, сигареты, водка. На каждого пересекающего границу сколько-то можно вывезти "в одни руки", я не помню точно. Вот так и работают. Ходка раз в два дня. Визы российские у них сколько стоят, годовые, я не знаю. Короче, это не котррабанда, а т.н. "челноки". Всё по закону. На том и живут очень много приграничных литовцев.
У нас то конечно полегче всяк. Уж охранником то или дворником всяк устроиться можно. С голода не умрёшь. А у них и с этим туго.
Я своих литовских корешков подъ..бываю. Как мол там вам ЕС помогает. А они мне-да пошли они на х..й-этот Евросоюз. Ну типа этого.
Вот тебе и "эуропэйцы".
Троль - 23.01.2010 16:02 Ответить
« Доброе утро Санитар.Согласен с вами, что контробанда это вековая традиция.Однако согласитесь, что она более развита и прогресирует только в тех странах где уровень жизни населения намного ниже чем у »
Здравтвуйте КОЛЯ. Трудно сравнить уровень жизни в России и в Латвии. Я небыл сейчас довно в России, но по тем показателям (средним ВВП на одного жителя, средняя пенсия, зарплата) приблизительно ровны. В Эстонии уровень жизни выше. Но у нас нет мильярдеров и милионеров у нас не так много, а они в средний доход влияет. В Москве конечно средний уровень жизни выше чем Прибалтике. Ну вот у меня средний доход в год приблизительно от 30000-40000 долларов, в 2008 было 50000, вместе с налогами и я неживу в Риге. Но я живу ниже среднего класса, но где то наверно близко. Конечно есть много беднее, но есть и много богаче. А контрабанда зависит от доходности. Наркотики же везут в Западную Европу, а не в Авганистан. Так что с Вашим выводом, что она более развита и прогресирует только в тех странах где уровень жизни населения намного ниже чем у противоположной стороны.
А по поводу эл.энергии конечно это скажется на цены. У нас была монополия на эл.энергию, но сейчас рынок открыли и в результате цены немного упали, потому, что Эстонцы предлагали эл.энергию по более низким ценам. Это конечно относится к предприятиям. Всё определит по какой цене будет выгодно продавать Шведам или другим. Конкуренция определяет цену. Если монополия, то цены всегда будет выше реальных.
САНИТАР - 23.01.2010 14:54 Ответить
Интересно.
Вам интересно в женской Бане, не мешайте нашему разговору не очень умно, если есть что сказать- милости просим, нет увольте от такого собеседника как вы. Я вас обманул, мне 85 - довольны
КОЛЯ - 23.01.2010 09:57 Ответить
« Доброе утро Санитар.Согласен с вами, что контробанда это вековая традиция.Однако согласитесь, что она более развита и прогресирует только в тех странах где уровень жизни населения намного »
КОЛЯ ты писал,что тебе 45,ты молодой пенсионер.Ты не по работе с личным составом служил?А по теме-что ты так переживаешь за кошельки прибалтов и где они они будутэл.энергию?Беспокоишься как СТАРШИЙ БРАТ?ИЛИ чисто попиздить, как и на других ветках?
интересно - 23.01.2010 09:23 Ответить
Доброе утро Санитар.
Согласен с вами, что контробанда это вековая традиция.
Однако согласитесь, что она более развита и прогресирует только в тех странах где уровень жизни населения намного ниже чем у противоположной стороны, а на сегодний момент я считаю что уровень жизни у россиян немного но выше чем у Прибалтов, хотя ранее было наоборот.
Россия ( СССР) делала все чтобы у вас жизнь была выше среднего уровня СССР, а что сейчас, что так зажимает ЕС или общий мировой кризис.
И еще Санитар, я конечно понимаю, что вы с лучиной сидеть не будете, но вот с закрытием Игналинской где будите брать эл.энергию в Швеции и как думаете это отразиться на кошельке обывателя.
КОЛЯ - 23.01.2010 09:11 Ответить
« « Санитар.Да что ты говоришь дорогой, значит опустели эти месторождения меди и люминия, а как жаль.Санитар я же пишу не по злобе, а ведь действительно многие из прибалтики ездят в Россию за »
Это вы Санитар правы,контрабас таскают и таскать будут,что ваши что наши.Слишком многие завязаны на ней.Пыталово и Себеж жгут по этой части.Причем с обоих сторон.Даже в Светлогорске фиников повязали их органы-не виноватые они он сам к ним пришел(контрабас).
Николаич - 23.01.2010 00:23 Ответить
1 2 3 4 5 6
Ваш комментарий
Запрещены комментарии, содержащие нецензурные выражения и противоречащие законодательству РФ

Загружается, подождите...