Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Марина Неелова

Советская и российская актриса театра и кино

На фото: актриса Марина Неелова на основной сцене театра "Современник", 2021 год
На фото: актриса Марина Неелова на основной сцене театра «Современник», 2021 год (Фото: Артем Геодакян/ТАСС)

Марина Неелова — яркая и многогранная советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1987), лауреат премии Ленинского комсомола (1976), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1981), Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1990) и Государственной премии РФ (2001). Как только Марина Неелова появилась в роли принцессы в фильме «Старая, старая сказка», ее сразу полюбили все кинозрители, как дети, так и взрослые. Далее в биографии Нееловой были такие прекрасные фильмы, как «Монолог» (1972), «Осенний марафон» (1979), «Фантазии Фарятьева» (1979) и «Дорогая Елена Сергеевна» (1988).

Ранние годы и образование Марины Нееловой

Марина Мстиславовна Неелова родилась 8 января 1947 года в Ленинграде.

Отец — Мстислав Павлович Неёлов — был фронтовиком. Там, на фронте он и познакомился с будущей мамой Марины. После войны работал инженером. Он увлекался живописью и хотел, чтоб его дочь стала художницей.

Мать — Валентина Николаевна Казанцева — тоже фронтовичка. Была на войне радисткой с первого до последнего дня.

Мама будущей актрисы после войны тоже работала. А мечтала она о том, чтобы Марина стала балериной. Поэтому девочку с 4-х лет отвели в студию хореографии.

Но сама Марина Неелова решила, что непременно станет артисткой. Для этого у неё с детства проявились способности. В биографии Неёловой на сайте «Узнай всё» сообщается, что в 2020 году на передаче «Сегодня вечером» Марина, шутя, вспоминала: «Я была вообще артистка с репертуаром. Давно. С пяти лет примерно. Моя мама, когда меня негде было оставить, брала меня с собой на работу. Оставляла в комнате, где ее сослуживцы, куда-то уходила по делам. Когда она возвращалась через два часа, одна и та же картина была. Я стояла на столе, выступала, вокруг меня сидели зрители. И мама моя говорила: „Давно она так?“, — „Да часа полтора“, — звучало в ответ. Репертуар у меня был огромный, которым сейчас похвастать не могу».

В 1964 году Марина Неелова осуществила свою мечту, став студенткой Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Ее педагогом был знаменитый Василий Меркурьев.

Карьера Марины Нееловой в театре и кино

В кино Марина Неелова дебютировала еще студенткой третьего курса в фильме «Старая, старая сказка». Сначала у Нееловой и ее партнера, знаменитого Олега Даля не сложились отношения. Но в процессе работы Даль изменил свое мнение о молодой актрисе.

Тем не менее, в ее театральном вузе не простили киноуспех Марины, обвинив девушку в погоне за дешевой славой, заставляли ее просить прощения у сокурсников. Но это была просто зависть и ревность к талантливой актрисе. Более того, Неелову вынуждали уйти в академический отпуск, а когда гордая и независимая студентка вдруг согласилась попросить прощения у менее удачливых однокурсников, вообще решили отчислить из вуза за пропуски. И снова за ее спиной шептались, что она это сделала ради карьеры.

В 1969 году Марина Неелова всё же получила диплом.

Сразу после окончания вуза молодую актрису приняли в штат «Ленфильма» и стали предлагать ей главные роли в кино.

Марина Неелова мечтала о Большом драматическом театре, но так и не сумела перебороть внутреннюю застенчивость, чтобы попроситься на прослушивание к Георгию Товстоногову.

Вскоре Марина переехала в Москву, поступила в театр имени Моссовета к Юрию Завадскому. Единственный спектакль, в котором она была занята в небольшой роли, назывался «Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом». Приступив к репетициям новой постановки «Турбаза» по пьесе Эдварда Радзинского, актриса почувствовала себя счастливой, но после генеральной репетиции, на которой присутствовали чиновники министерства культуры, постановку запретили, а других ролей ей никто не предлагал.

Не считая «Старой-старой сказки», до переезда в Москву Марина Неелова снялась в нескольких картинах. Сыграла контролера метрополитена Надю Воронкову в мелодраме «Цвет белого снега», Аннуциату в сказке «Тень» по пьесе Евгения Шварца, Люсю в киноповести «Жду тебя, парень».

Далее Марина Неелова прекрасно проявила себя в драматической роли внучки главного героя в социальной драме «Монолог» (1972). Играя вместе с такими мэтрами советского кино, как Михаил Глузский и Маргарита Терехова, девушка постигала новые для себя грани актерского мастерства. После выхода фильма на экраны Неелова стала узнаваемой и востребованной актрисой и переехала в столицу.

В 1970—1980-е годы Марина воплотила образы героинь в таких постановках как Виола («Двенадцатая ночь»), Аня («Вишнёвый сад»), Маша («Три сестры»), Марья Антоновна («Ревизор»). Заметным достижением актрисы в кинематографе стали её работы у ведущих мастеров кино страны: Георгия Данелии, Никиты Михалкова, Ильи Авербаха, Эльдара Рязанова, Вадима Абдрашитова и других.

Ею заинтересовались в театре «Современник». В 1974 году ее зачислили в штат и предложили роль Вероники в спектакле «Вечно живые», потом Марина Неелова сыграла роль Ники в «Записках Лопатина», Виолы в «Двенадцатой ночи».

В новом театре Нееловой почти сразу отдали девять главных ролей. По тем временам это было небывалое число. Театральная Москва стала ходить в «Современник» на Неелову. Она переиграла множество ролей в фильмах-спектаклях: «Домби и сын» (Флоренс), «Ночь ошибок» (Кэт Харкестль), «Шагреневая кожа» (Полина).

Параллельно Марина Неелова снималась в кино. Ее партнерами были Олег Табаков, Людмила Гурченко, Александр Абдулов, Анатолий Ромашин, Дмитрий Харатьян и многие другие известные актеры.

Особый успех принесла Нееловой роль молодой любовницы главного героя (Олег Басилашвили), требующей от него ребенка в картине Георгия Данелия «Осенний марафон» (1979). В 1981 году она стала лауреатом Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за исполнение роли Аллы в фильме «Осенний марафон».

Трагикомедия была удостоена главного приза и премии ФИПРЕССИ на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Ради роли Марина Неелова жертвовала своим здоровьем и комфортом: она снималась в постельных сценах с Басилашвили зимой в полуразрушенном доме. Актеры находились под одеялами, а между ними поставили обогреватель.

В том же году Неелова исполнила главную женскую роль в социальной драме «Фантазии Фарятьева», где ее партнером стал Андрей Миронов. С Леонидом Куравлевым и Николаем Караченцовым она снялась в комедии «Дамы приглашают кавалеров», а с Юозасом Будрайтисом в фильме «Карусель».

Режиссер картины «С тобой и без тебя» Родион Нахапетов заставлял актрису, игравшую батрачку, несколько недель таскать мешки с камнями, рано вставать, доить коз и коров, косить траву. В этом же фильме Марину Неелову должен был ударить партнер Юозас Будрайтис. Несколько дублей он бил ее очень деликатно, но режиссер был недоволен. К концу рабочего дня у актрисы были настоящие синяки.

Далее очень тяжелой стала роль учительницы в молодежной драме «Дорогая Елена Сергеевна» (1988), которую сняли Валерий Ахадов и Эльдар Рязанов. Зрители были поражены игрой Нееловой, перевоплотившейся в, казалось бы, слабую и затюканную учительницу, решившую дать отпор озверевшим школьникам.

В 1990 году Марина Неелова стала лауреатом Государственной премии РСФСР в области театрального искусства за исполнение главной роли в спектакле «Крутой маршрут».

В 1993 году актриса была удостоена премии «Ника» в номинации «Лучшая женская роль» в фильме «Ты у меня одна». В 1996 году Марина Неелова была награждена орденом Дружбы.

2000 год принес ей премию «Триумф». А в 2001 году Марина Неелова была удостоена Государственной премии РФ за роль Елизаветы в спектакле «Играем…Шиллера!».

В 2006 году Марина была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством».

В последние 20 лет Марина Неелова крайне редко играет в кино. После «Азазеля» и «Леди на день» 2002 года в фильмографии актрисы лишь сериал «Предлагаемые обстоятельства» (2008) и «Карп отмороженный» (2017) режиссёра Владимира Котта. За роль Елены Никифоровой в этом фильме Нееловой достался приз на 25-м Фестивале российского кино в Онфлёре (Франция).

Личная жизнь Марины Нееловой

Первым мужем Нееловой стал режиссер Анатолий Васильев, который пригласил ее на главную роль в свою картину «Цвет белого снега». Они прожили вместе 8 лет.

Потом ходили слухи о романе Марины с Гарри Каспаровым*. Они познакомились в гостях у Татьяны Тарасовой. Спортсмену было в то время чуть за 20, Нееловой — за 35. Пара встречалась два года, они вместе появлялись у друзей Марины. Неелова приходила на шахматные турниры, где Каспаров боролся за звание самого молодого чемпиона мира.

Отношения закончились, когда осенью 1985 года актриса уехала на отдых в санаторий. Там она встретила Кирилла Геворкяна, дипломата и юриста, за которого вышла замуж в том же году.

В 1987 году родилась их дочь Ника. Девушка училась сначала в Нидерландах, в Гаагской академии искусств, затем окончила Школу изобразительного искусства Слейд в Лондоне и стала скульптором инсталляций. В 2010 году выиграла конкурс «Новые сенсации», который проходил в столице Великобритании.

Ника живет в Лондоне, навещая время от времени родителей. Сейчас у молодой женщины растет дочка по имени Вьян, внучка Нееловой и Геворкяна.

В 2020 году пара отметила 35-летний юбилей совместной жизни.

* Министерство юстиции России внесло в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, шахматиста и политика Гарри Каспарова.